Пунктом 7 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации закреплен принцип равного доступа физических и юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами.
Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:
- поверхностные водные объекты (моря, проливы, заливы, бухты, реки, ручьи, каналы, озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища, болота, родники и пр.);
- подземные водные объекты (бассейны подземных вод, водоносные горизонты).
Право пользования поверхностными водными объектами приобретается физическими и юридическими лицами по основаниям, установленных статьей 11 Водного кодекса Российской Федерации, право пользования подземными водными объектами - по основаниям установленным законодательством о недрах.
Согласно вышеуказанной статьи Водного кодекса предоставление поверхностных водных объектов в пользование с целью:
- забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов;
- использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
- производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов;
осуществляется на основании договора водопользования.
Подготовку и заключение договора водопользования осуществляют исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, в зависимости от того, в чьей собственности (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципального образования) находится водный объект. К ним относятся Федеральное агентство водных ресурсов и его территориальные органы.
Право пользования поверхностными водными объектами предоставляется уполномоченным органом на основании подготовленных физическими и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заявления по утвержденной форме и комплекта документов, необходимого для предоставления государственной услуги.
Причинами отказа в предоставлении государственной услуги при рассмотрении документов в уполномоченном органе чаще всего служат:
- оформление документов с нарушением требований законодательства Российской Федерации;
- отказ федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов в согласовании условий водопользования.
Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации не может составлять более чем двадцать лет, однако на практике, срок водопользования, определяемый органами, выдающими документ, составляет не более 5 лет.
Договор водопользования вступает в силу с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.
За отсутствие заключенного договора водопользования, на основании которого возникает право пользования водным объектом или его частью, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность.
В соответствии со статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 1 000 до 3 000 рублей;
- на должностных лиц - от 10 000 до 30 000 рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 10 000 до 30 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.